О концентрации

(Выдержка из беседы)

Не приходил ли тебе в голову тот простой факт, что, выделяя большое количество деталей, мы рассеиваем своё внимание? Это — хитрая уловка ума, который, не желая сдавать свои позиции, подбрасывает нам пищу для своей активизации.

Вся «фишка» заключается в том,что сосредотачивать внимание прямо на объектене измеримо труднее, чем создавать иллюзию восприятия, перескакивая с одной его особенности на другую.

Я попробую описать механизм данного явления.

Например, выбрав во внимании какой-то объект (например, всё тот же злосчастный карандаш), ты начинаешь обращать внимание на его особенности. Цвет, форма, его деревянность, заточенность, ощущениев руке, пространственное положение и т. д. Но. Весь фокус в том,что в этот момент ты созерцаешь вовсе не карандаш,а его характеристики. Твоё внимание не является устойчивым. Оно лишь на мгновение останавливается на каком-то аспекте карандашности и тутже стремится к другому. Основная идея упражнений на концентрацию внимания – это попытка пережить состояние, которое вызываетд анный объект, находящийся в нашем внимании. Но наш организм и наше сознание обладают определенной инерцией. Для этого и требуется время. А если объектнашего внимания все время меняется, то это вызывает точно такую же хаотичную смену состояний и даже несостояний, а их зачатков. Плюс к этому, стимуляция психического возбуждения, что только усиливает игру воображения. А в данном случае, требуется охватить вниманием весь объект целиком,не выделяя его особенности, не расчленяя его на части, воспринимая целостно и без отвлекающих ассоциативных рядов. И в таком созерцании замереть. Тогда в какой-то момент удастся почувствовать, пережить некую тождественность качества этого объекта и своего состояния. Именно это качество и является значимым. Именно поэтому я и предлагал в качестве объекта безоблачное голубое небо. Уловить в себе переживание бесконечности,глубины, чистоты, прозрачности, отсутствия границ и незамутненную ясность, присущую небу– дорогого стоит. А всякие птички, облачка – это все лишнее. Конечно, это нелегко. И с первого раза (как,впрочем, и со второго, и с сотого) не получается. Но игра стоит свеч,я вас уверяю.

Но не хочу, чтобы сложилось представление, что я против ассоциативных рядов вообще. Вовсе нет. Иногда действительно требуется выстроить (подчеркиваю, именно выстроить) цепочку ассоциаций, которая может привести к переживанию, ранее незнакомому. Но только не самому себе. Это — элементы учебного процесса, и ох какие непростые…


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>